От А до Я: шрифты

Шрифты все время вокруг нас: они в книгах и газетах, в вывесках и объявлениях, листовках и инструкциях, упаковках и этикетках. И даже пиктограммы на ярлычках одежды – это тоже шрифты. Современный человек ежедневно воспринимает огромный поток информации, и львиная доля этой информации передается с помощью буквенных символов. Если бы не было этих буковок, больших и маленьких, простых рубленых и витиеватых, компактных и размашистых, нам было бы сложно ориентироваться в городском пространстве.

Итак, шрифты повсюду. Их мир огромен и многогранен: у многих шрифтов разное предназначение и применение. Особенности определяют использование шрифтов и делят на своего рода категории. Шрифты бывают книжные, рекламные, газетные, плакатно-афишные, декоративные, картографические. Тексты на плакатах отличаются от текстов в буклетах. В разных изданиях используются «свои» шрифты. Так, в серьезной новостной газете или бизнес-журнале шрифты будут одни, а, к примеру, в таблоиде – совершенно другие.

Типы шрифтов

«Шрифт – это полный набор символов одинакового размера и начертания. В шрифт входит алфавит заглавных букв, капительные знаки, алфавит строчных букв, а также все лигатуры, цифры, знаки препинания, знаковые символы.»
Текст всегда будет самой важной составляющей в печатных изданиях и даже, пожалуй, почти во всей наружной рекламе. Ведь именно он, в первую очередь, передает информацию. В нем смысл и суть. Не исказить эту информацию, доставить ее быстро и вовремя – непростая задача для оформителя, одним из инструментов решения которой стали шрифты.

Если бы не было такого шрифтового разнообразия, жизнь была бы скучна. Мы видели бы вокруг буквы только с одним и тем же начертанием: в газетах, на вывесках, в метро и торговых центрах. Шрифты делают мир красочнее. Некоторые из них универсальны, ими можно напечатать и художественную книгу и автореферат. Другие имеют особый стиль, передают определенное настроение. Есть шрифты строгие и сдержанные, веселые и экспрессивные. Разница между шрифтами порой огромна, вот поэтому деловые издания печатаются одними шрифтами, а комиксы – совершенно другими.

Все шрифты по графическому принципу можно разделить на две большие группы: серифы и сан-серифы. У серифов есть маленькие засечки по краям каждой буквы. Самый известный представитель этой группы – Times New Roman. У сан-серифов («сан» означает «без») нет засечек. Наиболее популярные представители этой группы – это Arial, Helvetica и Univers.

Большинство из шрифтов скопированы с тех символов, которые когда-то отливались из металла для для печати книг и газет и использовались в типографиях для печати книг и газет. В исторической классификации шрифты делятся на три группы: антикву, египетские и гротеск.

Антиква имеет подтипы. Первый из них - гуманистическая антиква. Это шрифты, которые использовались в XV в. У шрифтов этой группы (например, Adobe Jenson, Centaur, и Goudy Old Style) часть символа, расположенная под наклоном, делается тонкой, а засечки утолщены и слегка закруглены.

Шрифты переходной антиквы появились к концу XVII в. Это такие шрифты, как Times New Roman и Baskerville, Caslon, Georgia, Bookman. Разница между толстыми и тонкими частями букв более заметна, чем у первой группы, а форма засечек приближена к треугольнику.

В шрифтах антиквы нового стиля, которые начали использоваться позже, контраст между толстыми и тонкими частями символов еще более заметен, а засечки становятся удлиненными и тонкими. Это шрифты Didot и Bodoni. Брусковая антиква, появившаяся в XIX в. в Англии, вообще имеет одинаковую толщину всех линий и крупные засечки на концах.

Ну, а затем пришло время египетских шрифтов. Египетские шрифты ведут свое происхождение от надписей, выполненных на папирусе. Некоторые из шрифтов этой группы имеют форму брусочков, например, Memphis, отсюда современное название шрифтов – брусковые. Со временем часть египетских шрифтов эволюционировала в сторону утончения соединительных штрихов и засечек.

Рубленные шрифты (гротески) не имеют ни контрастов, ни засечек, штрихи в них выделяются, как правило, жирностью начертания. Они выглядят более современно, и не удивительно, ведь их начали использовать в XVIII веке. Первый наборный шрифт этого класса был создан в 1816 году. Он применялся для привлечения внимания в рекламе и заголовках.

Гротески подразделяются на четыре вида: старый гротеск, новый гротеск, гуманистический и геометрический. Старые гротески — самые первые, они похожи на шрифты с засечками, но засечек у них нет. Это Franklin Gothic и Akzidenze. Новые гротески имеют более упрощенный вид. Это популярные MS Sans Serif, Arial, Helvetica и Univers. Гуманистический гротеск более каллиграфичен, у символов изменяется толщина линий: Gill Sans, Frutiger, Tahoma, Verdana, Optima, и Lucide Grande.

В геометрических гротесках буквы  основаны на правильных фигурах (например, «о» - это окружность). Они считаются наиболее современными рубленными шрифтами: ITC Avant Garde Gothic, Erbar Grotesk, Eurostile, Futura, Kabel, Metro, Neuzeit Grotesk, Rodchenko, Spartan.

Кроме этих основных групп, существуют рукописные, акцидентные, неалфавитные шрифты. Рукописные (среди них есть основанные на почерках известных мастеров XVII-XVIII вв., а также современные, стилизованные) не подходят для печати основных текстов и используются в декоративных целях. Акцидентные шрифты – это оригинальные шрифты первых типографских станков. Они не пригодны для обычных текста, но ими удобно создавать акценты. Неалфавитные шрифты — это вообще не буквы, а символы и орнаменты.

Надо сказать, что долгое, очень долгое время, шрифты были материальными, ведь буквы и знаки отливали из металла, а затем печатали, нанося на них краску. И только в появлением компьютерной верстки появились цифровые символы. В самом начале эпохи компьютерного дизайна количество шрифтов исчислялось десятками. В начале 90-х в России практически не было русских шрифтов дл компьютерного набора. Появилось множество умельцев, которые брали оригинальные латинские шрифты, рисовали к ним недостающие символы кириллицы и затем продавали как новый шрифт. Так появилось множество отечественных версий Times, легальных и пиратских. При этом дефицит и спрос на шрифты были столь велики, что даже многие периодические издания в 90-х были согласны работать с нелегальными версиями. Большинство из таких шрифтов сегодня уже не используется. В настоящее время существует тысячи легальных русских шрифтов, и их число все увеличивается.

Место и время: как использовать

Универсальных правил по использованию шрифтов не много. Не рекомендуется  применять более двух (иногда – трех) шрифтов на одной странице, иначе она получится слишком «кричащей». Также следует учитывать стилистику шрифтов. У всех серьезных изданий и даже в корпоративных стилях компаний прописаны требования к дизайну, в числе которых учтены и шрифты. Это помогает сохранить фирменный стиль, даже если дизайнер новичок.

Если же верстка и дизайн макета предполагает свободную импровизацию, то здесь все зависит от смелости заказчика, а также опыта оформителя, его готовности к экспериментам и профессионального чутья. Если дело касается верстки полиграфической продукции, а не веб-дизайна, важно учитывать, как выглядит вся страница в целом, ведь ее не будут «прокручивать».

Известно, что тонкие изящные шрифты плохо выглядят на грубой газетной бумаге. Плотные и тяжелые шрифты, наоборот, «ослепляют» читателя, если напечатать ими текст на гладкой мелованной бумаге.

Настроение

Чтобы понимать настроение шрифта, не обязательно знать его название и историю происхождения. Все мы интуитивно отличаем строгие антиквы от современных гротесков. И уж, конечно, никому не придет в голову набирать резюме для трудоустройства легкомысленным рукописным шрифтом. Настроение шрифта очень влияет на то, как его будут использовать. Сегодня можно подобрать шрифт практически для любого случая и текста: мрачноватые символы для Хэллоуина, «детские» буковки, шрифты для комиксов (вплоть до того, что громкие звуки обозначаются особыми экспрессивными шрифтами, например, v_BadaBoom BB).

Термины

Для подавляющего большинства людей все шрифты выглядят примерно одинаково – разница ощущается, лишь когда текст становится более темный (плотный) или в том случае, когда встречаются два контрастирующих между собой начертания.

Когда мы читаем, то воспринимаем текст целиком, не разделяя его не отдельные буквы и символы. Поэтому в обывательском понимании может быть только два вида шрифтов: «плохие» и «хорошие». Хороший - это легко читаемый текст, набранный символами одного шрифта, привычного размера и узнаваемого стиля. Однако есть люди, которые только и делают, что разглядывают буковки чуть ли не под микроскопом, бьются над такими параметрами, как размеры шрифтов, пробелы, ширина знаков, длина строки… Чтобы понять, насколько это важно, достаточно набрать всего одну строку символами из разных шрифтов и размеров, а затем попробовать ее прочитать.

Мы не будем сильно углубляться в профессиональные тонкости и уж тем более изучать анатомию буквы, а рассмотрим лишь основные важные характеристики шрифтов и их характеристики.

Гарнитура – полный набор шрифтов, имеющих стилистическое единство начертания. Состоит из набора знаков (обычно - цифры, буквы, знаки пунктуации, сцецсимволы, но может состоять так же исключительно из неалфавитных знаков). Гарнитура – это «семья» шрифтов, среди которых символы разного размера и стилей.

Шрифт по стилю может быть романским (прямым) и курсивным (italic). По насыщенности – нормальным и полужирным. Некоторые шрифты включают в себя широкий ассортимент уровней насыщенности – от экстрасветлого до экстражирного. Шрифты бывают также суженными и расширенными. В некоторых семьях шрифтов доступны их контурные варианты.

Кегль - высота буквы, включающая в себя нижние и верхние выносные элементы. Измеряется в типографских пунктах (обозначается как pt). Например, текст набранный 14 кеглем, будет равен 14 pt по высоте. 1 типографский пункт равен 1/72 английского дюйма. Это примерно 0,352 миллиметра.

Интерлиньяж – межстрочный интервал. Расстояние между базовыми линиями соседних строк. Измеряется также в типографских пунктах. Интерлиньяж может быть «жидким» (больше места между строками) или «плотным» (буквы сдвигаются и касаются друг друга). Нормальным интерлиньяж становится тогда, когда его размер близок к размеру шрифта.

Кернинг – расстояние между буквами. Основная суть кернинга – подбор различных интервалов между различными парами конкретных букв, для увеличения удобочитаемости. В программах верстки кернинг задается в процентах. Может быть как отрицательным, так и положительным. При отрицательном кернинге буквы сдвигаются, при положительном – раздвигаются.

Трекинг – межбуквенные пробелы, применяемые к группе символов (слово, строка, абзац…). Изменять длину этих пробелов нужно осторожно, потому что это влияет на читабельность текста.

Компьютер также может изменять ширину знаков, сжимая и растягивая символы. Вид текста при этом может изменяться от красивого до безобразного.

Главное

Основные требования к шрифту – это удобство для восприятия, заметность, различимость. В разных условиях одно из этих свойств становится приоритетным. Например, удобство для восприятия важно для больших объемов текста, заметность и различимость необходимы в рекламе.

Не все шрифты можно использовать в неограниченных количествах: одни символы универсальны, другие слишком эксцентричны. Иногда нужно привлечь внимание напечатанным, но намного чаще основная задача – сделать текст легко читаемым, то есть подобрать такой шрифт, который будет без проблем различаться.

Использовать шрифт, не изменяя его, – все равно что носить одежду, скроенную по одному универсальному лекалу: будет выглядеть не совсем так, как надо. Подгоняя шрифт, можно повысить качество печати, сделать текст удобнее для чтения и даже управлять его настроением. Как это сделать правильно, подскажут здравый смысл, эстетический вкус и элементарное чувство меры.

By | 2017-06-07T21:15:27+00:00 Июнь 7th, 2017|