Типографика: проверка на профессионализм

Сначала слово было устным, потом письменным, и затем уже напечатанным. (С) С просторов интернета

В современном мире очень легко что-то напечатать: принтер или оперативная полиграфия всегда рядом. Но не все так просто: профессионалы знают о существовании правил и норм, по которым печатается любой текст. О существовании типографики.

Правила игры

Типографика — это комплекс знаний о том, как должен быть оформлен печатный текст. История типографики началась в тот момент, когда создавалась первая печатная книга. С тех пор каждой новой книгой законы печати дополнялись.

Как известно, книгопечатание изобрел Иоганн Гутенберг. В 1440 году он придумал металлическую наборную форму и печатный станок. Литеры тогда отливали из свинца и использовали многократно, подолгу набирая печатную матрицу. Вскоре стало очевидно, что какие-то тексты выглядят лучше и читаются удобнее. Наборщики стали обращать внимание на предпочтения читающих и внимательно следить за текстом, отступами, интервалами, межбуквенным  расстоянием. Сегодня за большинство из этих вещей отвечает компьютер, и мы даже не задумываемся о них. Но тогда, в эпоху ручного набора, все зависело от внимательности человека.

Если бы не существовало типографики, в печатной продукции наступил бы хаос. Особенно сейчас, когда любой желающий может издавать собственный журнал или газету. Вы замечали, что некоторые издания тяжело читать? Верстка сбивает с толку, следующую строку найти не всегда легко? Дело в том, что чтение – это процесс, который у всех людей осуществляется по одним и тем же законам, по одному и тому же алгоритму. Если страница сверстана непрофессионально, взгляд читающего будет постоянно «спотыкаться» на неудобных для восприятия моментах. Читать будет сложно, а это всегда вызывает досаду и разочарование.

Чаще всего представление заказчика о том, как должна выглядеть полиграфия, можно описать одним словом – «красиво». Но нам же, и особенно в рекламе, нужно, чтобы текст эффективно сработал? Продукция, которая обладает лишь одним этим достоинством – красотой – далеко не всегда оказывается эффективной. Да и понятия о красоте у всех разные. А действительно важен грамотный дизайн, особенно – в продаваемой и продающей продукции (рекламе).

Итак, без понимания типографики невозможна грамотная верстка книг, газет и журналов. Впрочем, и любая другая визуальная продукция создается по тем же законам и правилам: это могут быть рекламные листовки, дизайн сайта, наружная реклама и вывески.

Нормы и правила

Кто-то называет типографику наукой, кто-то – искусством. И то и другое верно. Нормы и правила в типографике достаточно гибкие, не всегда обязательные к соблюдению. Представления о том, как должен выглядеть печатный текст, у разных дизайнеров могут различаться. Неизменной на протяжении веков остается главная цель – добиться, чтобы текст был красивым, удобным, читаемым.

Первое из этих правил – грамотность. До того, как текст будет напечатан, он должен быть тщательно проверен. Нужно исправить ошибки и опечатки, правильно расставить знаки препинания и избавиться от лишних пробелов. Иногда заказчик самостоятельно набирает текст и отдает его в печать. Хорошо, если у клиента все в порядке с грамотностью, и он видит разницу между одним пробелом и двумя-тремя. В противном случае в печать идет «грязный» текст. Вам наверняка попадались листовки и буклеты с опечатками – это выглядит ужасно. По тексту так и хочется пройтись ручкой с красными чернилами. Между тем правил набора не так много, и их несложно запомнить.

Правила набора текста

  1. Между словами всегда ставят только один пробел.
  2. Перед точкой (.), запятой (,), многоточием (), двоеточием (:), точкой с запятой (;), а также вопросительным(?) и восклицательным (!) знаками пробел не ставится.
  3. Между цифрой и знаком процента (%), промилле (), градуса (°), минуты (), секунды () не принято ставить пробел.
  4. Аббревиатуры («США», «ООН», «КИИГА») пишутся без пробелов между буквами.
  5. Между словами и для обозначения прямой речи используется длинное тире (не следует путать с коротким тире и дефисом).
  6. Длинное тире отбивается пробелами с обеих сторон, при этом пробел перед тире должен быть неразрывным, потому что тире не должно переноситься и быть в начале строки (за исключением обозначения прямой речи).
  7. После длинного тире, обозначающего прямую речь, ставится один неразрывный пробел.
  8. Если необходимо оформить маркеры пунктов в виде тире, используется короткое тире с неразрывным пробелом после него.
  9. Если длинное или короткое тире используется для обозначения числового диапазона (например, 1967—1994 гг.), отбивка пробелами не нужна.
  10. Дефис пробелами не отбивается («когда-нибудь», «Рио-де-Жанейро»).
  11. Между цифрами дефис не ставится, а ставится тире (чаще всего короткое) без отбивки пробелами: «2–3 шт.», «I–II семестр».
  12. Знаки «плюс» («+») и минус («–») не отделяются пробелом от цифры в случаях подобного написания: «+20», «–15». Однако при написании выражений типа «2 + 2 = 4» неразрывные пробелы необходимы.
  13. Правильные кавычки — это «ёлочки» («»). Если необходимо употребить кавычки внутри кавычек, используйте немецкие кавычки-лапки („“).
  14. Содержимое, заключенное в кавычки либо скобки, не отделяется от них пробелами.
  15. В конце заголовка точка не ставится. При этом иные знаки препинания (многоточие, вопросительный и восклицательный знаки) можно ставить.
  16. Между инициалами и после них (например, «Н. В. Гоголь») рекомендуется ставить неразрывный пробел, чтобы избежать некрасивого разрыва при переносе строки.
  17. После и внутри сокращений («г. Тбилиси», «и т. д.», «66 кв. м»), между числами и единицами измерения («15 кг», «2 мм», «2016 г.»), между названием и версией продукта («iPhone 6») необходим неразрывный пробел.
  18. При оформлении списка (перечня) учитывается следующее: если его пункты (абзацы) — это самостоятельные предложения, то начинать каждый из них следует с прописной буквы, а завершать — точкой. В иных случаях пункты списка нужно начинать со строчной буквы и завершать запятой либо точкой с запятой (если пункты получаются длинными и вдобавок содержат знаки препинания). В последнем пункте списка ставится точка.
  19. При написании сокращений («м/с», «б/у»), дробных чисел («1/3») и разделении одиночных слов («из/до», «онлайн/оффлайн») с использованием косой черты (слеша) данный знак препинания пробелами не отделяется.
  20. Если косая черта используется для разделения словосочетаний или словосочетания и слова («начальная позиция / окончание»), требуется отбивка слеша неразрывными пробелами.
  21. Использование двух и больше вопросительных или восклицательных знаков подряд («??», «!!!») считается ошибкой.
  22. Сочетать вопросительный и восклицательный знаки можно только в такой последовательности «?!», но не наоборот.
  23. После сокращенной записи единиц измерения точка не ставится («мм», «г», «с»).
  24. Правильная сокращенная запись дней недели такая (по порядку): «пн.», «вт.», «ср.», «чт.», «пт.», «сб.», «вс.». После сокращения ставится точка. Иные варианты сокращений («пон.», «срд.», «птн.» и т. п.) считаются ошибочными.

Разделяй и властвуй

У текста должны быть заголовок и подзаголовок. Заголовок несет главную мысль, он – как вывеска магазина, зазывающая на скидки. Он должен быть ярким, интригующим – таким, чтобы захотелось прочитать весь текст. Подзаголовок, в свою очередь, уточняет, дает больше информации о содержании текста, и в то же время продолжает увлекать читателя.

Сплошной объемный текст сложно читать, монотонность утомляет. Поэтому большие тесты разбивают на главки, за них читающему легче «зацепиться» взглядом. В результате глаза получают кратковременный отдых, в то же время они не теряют строку, с которой нужно продолжить чтение. Лучше, если у каждой главки есть название.

Длинные строки также неудобны, поэтому для быстрого чтения в газетах и журналах текст делят на колонки. Разумеется, сделать колонки, расставить отступы и даже поделить текст на абзацы может и опытный дизайнер-верстальщик. Однако лучше отдать макет на проверку корректору, который исправит все опечатки и проверит текст на соответствие стандартам. Особенно это важно, если текст большой – книга, например.

Украшай

О том, что текст должен быть удобным для чтения, стало понятно уже несколько столетий назад. В то же время стало очевидно, что напечатанное требует, как бы мы сейчас сказали, некого дизайна. По большому счету, грамотно оформленный текст уже сам по себе выглядит эстетично. Но сплошной текст выглядит серо и уныло. Украсить его могут такие элементы, как отбивки (с использованием символов или без них), красные строки, вертикальные пробелы между строками и т.д. Все эти вещи дизайнер использует, когда на странице становится «мало воздуха», т.е. белого свободного пространства. Дополнить и украсить текст может иллюстрация подходящего размера, рисунок или фотография. Как правило иллюстрация – горизонтальная  иногда вертикальная, и крайне редко – квадратная. Надо отметить, что хотя использование квадратных фото в верстке и считается дурным тоном, в некоторых случаях такой формат все же бывает удачным. Иногда фотографию обтравливают, обрезая по контуру отдельный элемент, и здесь важно, чтобы обтекающий изображение текст хорошо выглядел и читался. Не нашлось подходящей иллюстрации или места для нее? Используйте текстовую врезку – блок текста на контрастирующей подложке, в который можно выделить часть важной информации.

Благодаря доступности компьютеров и огромному количеству курсов и мастер-классов освоить графические пакеты может любой желающий. К сожалению, далеко не каждый новоиспеченный дизайнер имеет представление о законах типографики. И все чаще в печатной продукции можно увидеть «висящие» строки, верстку «сапогом», некрасиво разреженную «оборку» текста из-за неудачно вставленной иллюстрации, неуместные рамки на фотографиях, тени у заголовков, да и просто безвкусно подобранные шрифты. Поэтому знать основы грамотной верстки полезно не только исполнителю, но и заказчику, который не хочет пополнять коллекцию ужасных дизайнов.

В следующей статье поговорим о шрифтах.

By | 2017-11-30T10:22:55+00:00 Май 29th, 2017|